О различиях между ISKCON, SCSM и IPBYS
17.01.2019.
ISKCON (Международное Общество Сознания Кришны), SCSM (Шри Чайтанья Сарасват Матх) и IPBYS (Международное Общество Чистой Бхакти-Йоги) — это гаудия-вайшнавские организации, основатели которых являются последователями одного гуру — Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (1874-1937). Вместе с тем, в теологии и практике всех 3-х организаций наблюдаются различия, поэтому сейчас уже можно говорить о 3-х самостоятельных, хотя и родственных, религиозных школах. Сразу отмечу, что я разделяю понятия религиозной школы и религиозной организации, которая, как юридическое лицо, представляет религиозную школу. И далее я буду говорить только о религиозных школах. Анализ религиозных организаций выходит за рамки данной статьи.
ISKCON был основан А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) в 1966 году в Нью-Йорке, США. SCSM основал Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами (1895-1988) в 1941 году в Навадвипе (Индия). IPBYS основал Бхактиведанта Нараяна Госвами (1921-2010) в 2004 году. Информацию о месте основания я не нашёл.
Теология. SCSM и IPBYS считают, что дживы никогда не падали из духовного мира, потому что они никогда там не были. ISKCON считает, что все дживы некогда были в духовном мире, но потом пали в материальный мир.
Практика. Тезис о падении джив приводит ISKCON к духовной практике, направленной на освобождение от влияния маха-майи. Предполагается, что поскольку джива уже была в духовном мире, то ей достаточно освободиться от влияния маха-майи, чтобы вспомнить своё духовное положение — сварупу — вайшнавскую форму просветления.
В ISKCON ставится акцент на возвращение в духовный мир за 1-у жизнь, а так же на проповеди. Для инициированных бхакт действует следующая религиозная дисциплина: ежедневное чтение джапы не менее 16 кругов, вегетарианство, отказ от интоксикаций, включая чай, кофе, какао, шоколад, отказ от азартных игр и денежных махинаций, секс разрешён только в браке и только ради зачатия детей. Инициированные ученики могут получать от своих гуру дополнительные элементы религиозной дисциплины. В ISKCON отмечается большинство вайшнавских праздников. Календарь рассчитывается для той географической широты, где адепт находится в данное время. Для расчёта календаря используются швейцарские эфемериды.
Хотя SCSM и IPBYS придерживаются одинаковой философской позиции, их духовная практика отличается.
SCSM предлагает заниматься посильной духовной практикой ради накопления хорошей кармы, чтобы в следующей жизни родиться в семье брахмана-вайшнава и тогда уже, имея благоприятные условия, заниматься духовной практикой ради сварупа-сиддхи. По этой причине в SCSM Шалаграмма-шилам разрешено поклоняться только кастовым брахманам; для всех остальных тема сварупа-сиддхи табуирована.
По вышеназванным причинам в SCSM инициированными бхактами практикуется более щадящая религиозная дисциплина по сравнению с ISKCON: ежедневное чтение джапы ограничивается 4-я кругами, разрешено употребление чая, какао, кофе и шоколада, в браке разрешено использовать контрацептивы. Активной проповедью занимаются только монахи. Слушание раса-катхи и практика смаранам табуированы. В остальном практика SCSM идентична ISKCON. В SCSM отмечаются только праздники, связанные с Кришной и Чайтаньей, а так же дни рождения ачарьев матха. Дни явления аватар Вишну не отмечаются. Календарь рассчитывается по географической широте Навадвипы, где находится главный храм религиозной школы. Для расчёта календаря используются формулы из астрологического трактата "Сурья-сиддханта".
В SCSM акцент ставится на заботе о бхактах. Забота о других бхактах — это элемент религиозной практики.
IPBYS из тезиса о том, что дживы никогда не были в духовном мире делает вывод о необходимости выстраивания отношений с Богом прямо в этой жизни. По этой причине раса-катха и практика смаранам являются значимыми элементами духовной дисциплины. В остальном для инициированных бхакт практика идентична SCSM. В IPBYS отмечают большинство вайшнавских праздников. Для расчёта календаря используются формулы из астрологического трактата "Сурья-сиддханта" для той географической широты, где адепт находится в данный момент.
Литургическая практика. В ISKCON литургия преимущественно состоит из киртана маха-мантры Харе Кришна. Во время арати и пудж поют специализированные бхаджаны, в месяц карттика поют бхаджан Дамодараштака. По праздникам проводят абхишеку, в которой могут принять участие все адепты, одетые в ритуальную одежду. Иногда по праздникам показывают спектакли на основе лил аватар, а также проводят агнихотры.
В SCSM литургия преимущественно состоит из пения бхаджанов. Преимущественно бхаджаны написаны ачарьями матха либо посвящены им. Киртан маха-мантры Харе Кришна занимает небольшую часть литургии и поётся в конце. В отличии от ISKCON в SCSM маха-мантру поют двумя частями: в начале киртания поёт первую часть маха-мантры и адепты повторяют, затем киртания поёт вторую часть маха-мантры и адепты повторяют. В дни явления аватар поют Даша-аватара-стотру из Гита Говинды Джаядевы Госвами.
Литургия IPBYS идентична ISKCON
Разделение полов. В ISKCON действует строгое разделение полов на постоянной основе для всех. Общение с противоположным полом разрешено исключительно по важному делу. При этом ко всем женщинам, включая незамужних девушек, обращаются санскритским словом "матаджи" — матушка.
В SCSM разделение полов действует только во время литургии, приём прасада совершается совместно, запрет на общение с противоположным полом отсутствует.
В IPBYS разделение полов отсутствует. Исключением являются брахмачарини-ашрамы, для жительниц которых общение с противоположным полом полностью запрещено.
При выборе религиозной школы имеет смысл подумать, соответствует ли вашему вкусу теология религиозной школы? А так же прикинуть, сможете ли вы следовать предлагаемой религиозной практике?
Понравилась статья? Поделись с друзьями!