Logotype

О священных писаниях вайшнавизма

8.01.2018.

Вайшнавизм является течением в индуизме. И как часть индуизма, имеет с ним общие священные писания. По аналогии: православие является течением в христианстве  и придерживается общехристианских священных писаний.

Однако зачастую возникает путаница в отнесении того или иного текста к священному писанию. В этом я и хочу разобраться.

Итак. Священными писаниями индуизма, а, следовательно, и вайшнавизма являются четыре Веды — Риг, Яджур, Сама и Атхарва; а так же 108 Упанишад. Почему эти тексты считаются священными? Считается, что эти тексты имеют сверхчеловеческое происхождение. А кроме того, они анонимны. Мудрецы, к которым восходят линии передачи этих текстов, считаются не авторами, а теми, кто благодаря своей духовной чистоте в результате озарения, смог восприять трансцендентный звук и воспроизвести на уровне звуковых вибраций.

По содержанию. Риг Веда — это сборник гимнов разным богам, олицетворяющим силы и явления природы. Яджур и Сама Веды в значительной степени повторяют тексты Риг Веды с той разницей, что Яджур Веда расставляет эти тексты применительно к различным обрядам; а Сама Веда — исполняет те же гимны в разных напевах. В Атхарва Веде содержатся разнообразные заклинания — привороты и т. п., по сути представляет собой магию. Упанишады — это философские тексты, объясняющие гимны Вед. В реальности Упанишад существует значительно больше, чем 108, например, Чайтанья Упанишад, Саи Баба Упанишад и тому подобные фальсификации. Но если говорить о канонических Упанишадах, то есть два канона. Первый состоит из восьми наиболее уважаемых Упанишад, который принимают все течения индуизма. И расширенный канон, состоящий из 108 Упанишад, который принимает, как авторитетные, большинство течений индуизма, в том числе и вайшнавизм.

Есть ещё Араньяки и Брахманы. Араньяки — книги для отшельников. Брахманы описывают детали совершения различных жертвоприношений.

Это всё, что касается священных текстов индуизма, а, следовательно, и канонического вайшнавизма. Сразу оговорюсь, что существуют неведические течения вайшнавизма, но их рассмотрение выходит за границы данной статьи.

Дальше идёт такой раздел текстов, как священное предание. Если проводить аналогии,  то в православии это Добротолюбие — творения святых отцов  - основателей церкви. В индуизме и каноническом вайшнавизме такими святыми отцами-основателями являются Вьяса, Вальмики, Ману и некоторые другие. Следовательно, все тексты, вышедшие из под их пера — это уже не священные тексты; это священное предание, которое пользуется уважением благодаря личному авторитету своих авторов, но это уже не трансцендентный сверхчеловеческий звук. Таким образом, такие тексты, как Махабхарата, Рамаяна, Законы Ману, 18 канонических Пуран — это результат личного духовного опыта их авторов.

Далее идут толкования. В индуизме существует 6 уважаемых толкований священных текстов. Под священными текстами, я повторюсь, понимаются четыре Веды и 108 Упанишад. 6 толкований священных текстов принадлежат Джаймини, Канаде, Патанджали, Капиле, Вьясе и Гаутаме.

Отсюда понятно, что такие тексты, как, например, Веданта-сутра, Джаймини-сутра, Йога-сутра — не является ни священным писанием, ни священным преданием; это — толкование Вьясы, Джаймини и Патанджали на Веды, личная интрепретация авторов. Понятное дело, что соглашаться или не соглашаться с той или иной интерпретацией — личное дело каждого.

Следующая категория — это школьные тексты — тексты, пользующиеся авторитетом только внутри какой-то отдельной философской школы. Например, к таким текстам относится Чайтанья-Чаритамрита, Брахма-самхита и некоторые другие. Такого рода произведения относятся к категории тантр и агам. Практики и философские тезисы, излагающиеся в подобных произведениях не являются общепринятыми ни для индуизма вообще, ни для вайшнавизма в частности.

Ещё одной категорией текстов являются философские и праксиологические трактаты. В бенгальском вайшнавизме, это, например, Бхакти-расамрита-синху, Упадешамрита, Бхакти-сандарбха и некоторые другие. Как ни странно, тексты данное категории могут иметь больший вес, чем школьные тексты по той, причине, что авторы трактатов в обоснование своих тезисов приводят цитаты из священных писаний и священных преданий, а так же другой предшествовавшей им литературной традиции.

Особое место в вайшнавизме занимают поэмы, написанные вдохновенными бхактами во славу почитаемых ими божеств. Если проводить аналогию с православием, то в православной традиции этому роду текстов могут соответствовать гимны Иоанна Дамаскина и молитвы других известных святых. В вайшнавизме пользуются популярностью стихи Миры Бай, поэма Джаядевы Госвами «Гита-Говинда», поэма Андаль « Тируппавей» и многие другие. Данная категория текстов имеет сродство с текстами, относящихся к категории священного предания, поскольку так же является результатом трансперсональных переживаний своих авторов. Однако по своему статусу занимают менее высокое положение, поскольку авторы таких поэм не являются общепризнанными в индуизме мудрецами.

И заключают мой обзор вайшнавских текстов — комментарии на все выше перечисленные категории текстов. Комментаторская традиция в вайшнавизме возникла уже в новое время и продолжается до сих пор.

Надеюсь, мой краткий обзор поможет разобраться читателям в различных категориях вайшнавской литературы и не принимать за священное писание и абсолютную истину всё, что написано на санскрите.




Понравилась статья? Поделись с друзьями!